Традиционное китайское искусство живописи имеет безумно древнюю историю – оно появилось более шести тысяч лет назад. И мы даже не говорим про наскальные рисунки, а про полноценные картины, выполненные древними китайцами на поверхности старинной керамики. Лучшие образцы искусства относятся как к V веку, так и к XX столетию, и представляют совершенно разные школы.
Древность
В старинные эпохи Хань и Цинь мастера работали в основном с фресками, причем рисовали их как в старинных храмах, так и на стенах священных пещер. До нас дошли многочисленные памятники этого искусства. Среди лучших образцов древней фресковой живописи стоит отметить украшения пещер в Дуньхуане. Все эти рисунки были созданы начиная с III века нашей эры, то есть в глубокой древности.
Эпоха Шести династий уже подарила нам великолепные творения не в религиозном стиле. В IV веке и до самого начала следующего столетия работал гений древности. Творчество Кайджи сегодня признается одним из самых интересных – его две работы, что сохранились до современности, имеют светский характер и написаны в панорамном стиле – предполагалось, что мимо них надо проходить, чтобы разглядеть целую историю, запечатленную на свитке, словно современный комикс. Он стал основателем современной школы живописи.
Эпохи и стили
Развитие продолжалось – традиционная китайская живопись начала делиться по школам. Они начали появляться еще в эпоху Суй, но только в эпоху Тан появился первый жанр в полном смысле слова, то есть портрет. Известны полотна Сысюня, Цзыцяня, Либэня – все они хранятся в галереях, и не менее прекрасны, чем работы мастеров Ренессанса, того же да Винчи, просто выполнены в своем уникальном стиле. Лучшие образцы искусства в жанре Пейзажа встречаются у Фань Куаня – его считают гением своего времени, и хотя работал он в поразительно древние времена, и создавал работы не настолько долговечные по своей природе, как европейские мастера, два его творения дожили до современности. Начиная с эпохи Мин появились уже профессиональные школы разных жанров. При всем жанровом разнообразии самой популярной оставалась пейзажная живопись.
Главное отличие, принципиальное, восточной живописи от европейской – стремление поделиться со зрителем энергией картины, не просто наиболее точно отразить реальность, а запечатлеть свое восприятие, настроение, и отдать его всем смотрящим. Вместо игры теней и полутонов использовались линии, создающие удивительные полотна. Традиционная китайская живопись сегодня сохранилась только в музеях – годы революции уничтожили ее почти полностью, и сегодня искусство пытаются возродить его энтузиасты.
Назад
|